Оформление и организация рабочего места дистанционного работника

Про удаленную или дистанционную работу мы слышим последнее время очень часто, и, кажется из всех возможных источников. Про популярность этой практики. Про то, что человек скорее предпочтет работать дома, нежели ездить каждый день в офис. Конечно, ведь при наличии средств труда (обычно компьютер) работник может выполнять порученную работу в любом месте, которое кажется ему для этого подходящим. Необязательно дом это может быть кафе, библиотека или даже парк.

Существуют разнообразные формы удаленной работы, однако самыми популярными можно назвать фриланс и дистанционную работу.

Дистанционная работа

При такой форме между нанимателем и работником должен быть заключен трудовой договор, установлен режим труда и отдыха работника, контроль рабочего процесса со стороны нанимателя, ежемесячная выплата заработной платы.

Из-за постоянно растущего спроса на специалистов в сфере информационных технологий большинство фрилансеров и дистанционных работников востребованы и работают в основном с IT-компаниями.

Преимущества для IT-компаний в использовании дистанционных работников:

  • отсутствие затрат на содержание работника (отопление, электричество и т.д.);
  • отсутствие затрат на оборудование рабочего места: покупку компьютера, мебели, офисной техники. Сюда же можно отнести, столь необходимый, доступ в интернет и возможно оснащение телефонной связью;
  • экономия на заработной плате. Ставка оплаты труда дистанционного работника может быть меньше, чем работника в офисе;
  • возможность быстрой замены одного удаленного работника другим в случае его болезни или другой причины, по которой он временно не может выполнять свои функции.

Однако в тоже время наниматели отмечают минусы удаленной работы:

  • невозможность в достаточной степени контролировать качество выполняемой работы;
  • отсутствие возможности оценить профессионализм дистанционного работника;
  • невозможность контролировать трудовую дисциплину;
  • трудности с привлечением работника к ответственности за некачественную или не вовремя выполненную работу;
  • возможность разглашения работником коммерческой тайны нанимателя.

На самом же деле для всех перечисленных пунктов есть возможное решение, и такая форма работы все больше обретает популярность и развивается. В частности, появляется специализированное ПО для связи работника с нанимателем.

Невозможность контролировать качество работы

В этом пункте можно выделить два подпункта, которые помогут нанимателю отслеживать качество работы:

  1. при отправке задания работнику работодатель должен максимально четко изложить свои требования к результату, который он хочет получить по итогу;
  2. имеет смысл просматривать промежуточные этапы работы, а не конечный результат, чтобы увидеть ошибки, неточности в понимании задания, внести свои правки или сменить работника, если его вариант выполнения или профессионализм не удовлетворяет заказчика.

Отсутствие возможности оценить профессионализм дистанционного работника

При приеме на работу дистанционного работника, как и при приеме на работу работника в общем понимании этого слова наниматель обязан проверить его профессионализм. Собеседование по поводу ключевых знаний и навыков проводится в обязательном порядке, также будет не лишним связаться с предыдущими работодателями или просмотреть рекомендации.

К тому же испытательный срок, являющийся частой и отнюдь не бесполезной практикой, лучше всего даст понять, кого вы берете на работу.

Невозможность контролировать трудовую дисциплину

Этот пункт можно реализовать с помощью трудового договора.

В трудовом договоре дистанционного работника должен быть определен режим труда и отдыха. Также в трудовом договоре стоит прописать право нанимателя на контроль режима труда с помощью средств связи коими могут выступать специальные программы, телефонная связь, электронная почта и т.п. И обязанность работника о постоянном поддержании связи.

Однако если работа выполняется на основании гражданско-трудового договора наниматель не вправе определять режим труда и отдыха работника. В этом случае заказчик вправе контролировать ход работы.

Трудности с привлечением работника к ответственности за некачественную или не вовремя выполненную работу

Все работники в том числе, работающие дистанционно, за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом, если с ними заключен трудовой договор. Поэтому фрилансеров за невыполнение работы или некачественную работу привлечь практически невозможно.

Если работа ведется по гражданско-правовому договору, то стоит добавить в него пункт об ответственности перед заказчиком, например о штрафе за не вовремя выполненную работу.

Возможность разглашения работником коммерческой тайны нанимателя

Для контроля разглашения коммерческой информации, предоставляемой для пользования дистанционному работнику, работодатель имеет право заключить с работником обязательство о неразглашении коммерческой тайны. При трудовых отношениях закрепленных трудовым договором.

В обязательстве должны быть описаны права и обязанности сторон, порядок доступа работника к сведениям и срок действия обязательства. Также в обязательстве могут содержаться условия о вознаграждении за соблюдение обязательств и штрафе или других мерах наказания за нарушение обязательства по сохранению коммерческой тайны.

Рабочее место дистанционного работника

В соответствии с ТК РБ ч.1 ст.304 дистанционный работник может выполнять работу с помощью собственного оборудования, инструментов и т.п., с помощью оборудования, инструментов выделенных работодателем или приобретенных за счет работодателя.

В случае использования работником собственных средств труда организация, на которую он работает, должна выплачивать работнику амортизацию в соответствии с ч. 3 ст. 306 ТК РБ. С целью исключения споров по данному вопросу стоит внести в трудовой договор условия по оплате расходов связанных с использованием и порчей оборудования.